Понятие векторное управление электродвигателями уже известно многим кто связывался с

электроприводом постоянного тока

или интересовался вопросом c помощью какого контроллера можно поддерживать момент двигателя переменного тока. Во многих пособиях по электроприводу глава про векторное управление приходится в заключительной главе, и состоит из множества формул с ссылками к предыдущем статьям пособия. И самые простые понятия всё равно идут через дифференциальные уравнения равновесия, векторные диаграммы с неизбежностью искать в голове знания по  тематике электропривода.  Поэтому не зная понятия многие пытаются запустить асинхронный двигатель, не разобравшись в «векторе». А векторное управление – это  просто, если понимать функциональность его работы буквально. А уже с расчётом можно разобраться еще проще.

 

Давайте разберем работу  двигателя переменного тока – синхронной машины с постоянными магнитами. Самый близкий в быту предмет – компас: его магнитная стрелка является ротором синхронной машины, а магнитное поле нашей планеты – магнитное поле статора. Без внешней нагрузки (а в компасе её нет) ротор всегда стремится к полю статора. Попробуем держать компас и вращать под ним Землю, тогда стрелка будет крутиться за ней, производя работу по перемешиванию жидкости внутри прибора. Но более верный метод это взять еще один магнит длинный на длину стрелки и  поле которого  сильнее магнитного поля Земли, подержать его у  компаса сверху и покрутить магнит. И что мы увидем? Стрелка ходит за магнитом, а точнее за  магнитным полем. 
А в  синхронном двигателе поле статора получается электромагнитами – медными катушками с протекающем по ним током. Их назначение – создавать статором электромагнитное поле, которое идет в нужную сторону и с определённой амплитудой. 
Взглянем на  рисунок (Рисунок 1). В центре показан магнит – ротор синхронного электродвигателя («стрелка» компаса), а по бокам два электромагнита – намагниченные катушки током, и каждая катушка создает магнитное поле, одна в вертикальной, а другая в горизонтальной оси.

Электропривод и векторное управление

(продолжение следует)